Один день с металлургом: лед и пламя

Один завод — одна команда

У них разные стихии и разные графики работы. Одни плавят сталь, создавая основу для будущей инновационной продукции, востребованной во всем мире. Другие «плавят» лед, даря болельщикам радость заслуженной победы. Их объединяют профессионализм, самоотдача и любовь к выбранному делу. Их объединяет завод, который и есть одна команда.


Знакомьтесь, наши герои — сталевар 7-го разряда ЭСПЦ-2 Дмитрий КАЗАКЕВИЧ и нападающий хоккейного клуба «Металлург-Жлобин» Илья ШУРИНОВ. Узнаем, как проходит их обычный день под знаком пламени и льда.


5.00. По звонку будильника, а чаще минут на пять-десять раньше (организм уже привык), просыпается Дмитрий Казакевич. После нехитрого завтрака сталевар едет на завод. До начала смены ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и переодеться.
— Основное мое место работы — пульт управления. Здесь можно находиться в хлопчатобумажном костюме, проще говоря — спецовке. А вот при работе с горячим металлом или при выходе на площадку обязательно надеваю «суконку», каску, очки и беруши. Безопасность — прежде всего, — говорит Дмитрий.


В это время нападающий «Металлург-Жлобин» Илья Шуринов еще спит. Его будильник прозвенит в 7.50.
8.00. До начала работы сталевар успевает принять смену: узнать, какие марки стали запланированы на выплавку, есть ли изменения в графике. И вот рабочий день стартует.


— Знаете, когда сразу пришел в цех, страшно было. Такими непривычными были и грохот печи, и огонь, и искры вокруг, — признается Дмитрий Казакевич. — А сейчас привык. Люблю свою работу!
Вот уже и Илья Шуринов проснулся, привёл себя в порядок и на пустой желудок (так рекомендует врач команды) поехал в Ледовый дворец. В раздевалку он заходит примерно в 8.45. Затем Илья отдает коньки на заточку и метает клюшку.


— Лента нужна для того, чтобы клюшка дольше служила и было удобнее держать шайбу. Можно сказать, что это равнозначно тому, как сталевар надевает перчатки, — поясняет хоккеист.
Илья забирает из сушки свою форму: специальные шорты, термомайку, наколенники, ракушку, гамаши, хоккейные шорты, нагрудник, налакотник и шлем. Это стандартный список одежды перед выходом на лед. Но перед этим нужно выполнить ещё одну обязательную процедуру —физразминку.


— Ее у нас проводит тренер по физподготовке Станислав Михайлович Добышев. К слову, он раньше работал у печи, — рассказывает стальной волк. — Разминка стандартная. Два круга бега вокруг Ледового дворца, прыжки на скакалке приблизительно 700 раз и разминка с резинкой. В дополнение к этому статические упражнения.


Потом команда возвращается в раздевалку и принимает витамины.


А в это время на пульте управления участка внепечной обработки стали кипит работа.
— Сегодня варим корд, плавка приехала на мой печь-ковш с вакууматора уже с нужным химическим составом. Я еще раз контролирую параметры стали, температуру металла, продуваю ее аргоном и передаю на разливку, — перечисляет последовательность своей работы Дмитрий. — Когда плавка приехала с вакууматора подручный сталевара отбирает пробу. Потом специальным жезлом проверяет ее температуру. Если нужно, подогреваем сталь, — рассказывает Дмитрий. — Затем продуваем аргоном и с нужной температурой передаем плавку на МНЛЗ-3.


На этом этапе Дмитрий может выйти с пульта управления на площадку, чтобы посмотреть, как дует аргон, насколько сильно оголяется металл, при необходимости снизить или увеличить расход аргона. Убедившись, что все в пределах нормы, металлург возвращается на пульт.


10.15. За 15 минут до начала тренировки тренер на специальном макете показывает хоккеистам упражнения, которые они будут выполнять сегодня. К этому моменту лучше быть уже в форме, так как потом можно не успеть вовремя прибыть на лед.


10.30. Часть команды осталась в тренажерном зале, а другая вышла на арену.
— Тренировали функциональную выносливость и стартовый взрыв спортсмена, — пояснил мне позже происходящее на площадке Илья. — Каждое упражнение начиналось на пульсе 190 на 185, затем спортсмен должен восстановиться до пульса 160. И с этого пульса начинать упражнение: защитники отрабатывали оборону, а нападающие пытались ее взломать.


Признаюсь, что со стороны мне как простому зрителю, это казалось обычным катанием на льду, иногда, правда, со значительным ускорением. В конце тренировки произошло что-то интересное: ворота переставили на ширину площадки и игровое поле, таким образом, уменьшилось раза в три.


— Это упражнение направлено на скорость принятия решения. На таком маленьком пространстве было всего 4 хоккеиста в каждой команде. Напомню, что на всей площадке в команде играет пять хоккеистов. Иными словами думать и принимать решения нужно гораздо быстрее.


11.15. После тренировки на льду спортсмены переодеваются и направляются в тренажерный зал. Здесь с тренером по физподготовке они выполняют семь статических упражнений на определенную группу мышц. Каждое из них повторяется по несколько десятков раз.


— Обязательными являются и упражнения на развитие координации, чтобы быть устойчивым на льду и меньше падать, — поясняет Илья. Это еще 40 минут занятий, а потом заминка и переодевание.
Наблюдая со стороны за работой спортсменов, ловила себя на мысли, что школьные уроки физкультуры были скорее легкой прогулкой.


В это же время в электросталеплавильном цехе № 2 мое внимание привлекли многочисленные приборы. Помещение пульта управления очень похоже на кабину космического корабля: экраны, мониторы и множество различных кнопок.
— На мониторах контролируется работа всех агрегатов цеха в режиме реального времени. Вот смотрите, строчка на четвертом печь-ковше пока пустая. Он стоит. А плавка сейчас находится на вакууматоре, где она вакуумируется, — указывает на монитор Дмитрий.


— А это что за линии? — интересуюсь у металлурга, глядя уже на совсем иной монитор.
— Здесь указывается тоннаж: вес плавки и остатка в нем металла. А эта линия показывает температуру металла (она, на минуточку, 1495 градусов Цельсия), — объясняет металлург.
Рядом с мониторами панель с различными кнопочками.


— Эта панель соединена с бункерами ферросплавов. С помощью кнопок можно регулировать как вид материала, так и скорость его набора: быстрый или малый. А специальный экран подскажет, сколько ферросплавов уже добавили, — говорит металлург.
Конечно, ферросплавы не забрасывают в плавку на глазок. Здесь важна точность. Для этого по команде сталевара подручный берет пробу стали. В специальном патроне по пневматической почте она доставляется в лабораторию.


— А результаты мне сообщают по селекторной связи, и я фиксирую в журнале, они также отражаются и на мониторах, — поясняет Дмитрий Казакевич.
На основании этих данных сталевар корректирует химический состав пробы до заданного техническими картами.


13.30. В это время наступает перерыв в тренировках. Спортсмены обедают и отдыхают каждый по своему усмотрению.
— На обед у нас обычно несколько видов первых, горячих блюд, компот. Я люблю филе курицы с макаронами, а холодник летом — это мой топчик, — признается Илья. — Перед вечерней тренировкой добавляю что-то из быстрых углеводов, например банан.


Свободное время хоккеист проводит с книгой.
— Раньше любил читать биографии. Сейчас переключился на классику. Когда учился в школе, времени, признаюсь, на чтение не хватало. А вот за последние два месяца прочитал роман «Собачье сердце» Булгакова и три романа Достоевского.


Обед. Сразу оговоримся, что сталевар практически всегда должен находиться на пульте управления. Пусть система и работает автоматически, человеческий глаз и контроль ей необходим. Во время обеда и совещаний сталевара может заменить подручный 5-го разряда или мастер.


16.00. Вечерняя тренировка обычно проходит на городском стадионе. Из-за плохой погоды в этот день «волки» работали во Дворце игровых видов спорта. В качестве реквизита — мешки размером 50х70, в которых лежали спортивные «блины» весом 45 кг. Мешок спортсмены вешают на себя и вместе с ним бегут с ускорением 70-80 м. Два подхода по 8 повторений в каждом. А еще есть подготовительная работа из 8 упражнений. Это бег с барьерами, ускорениями и прыжками.

Действительно, предсезонка это месяц пота и невероятных физических усилий.
— Впервые я увидел хоккей в 5 лет. До сих пор помню свои эмоции: полные трибуны, ведро поп-корна и сама игра, и хоккеисты, которые носились по площадке туда-сюда, — рассказывает Илья во время отдыха. — Неудивительно, что когда выбирали вид спорта для занятий, вместо дзюдо я выбрал хоккей. И в памяти была свежа победа белорусов над шведами на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити и наше четвертое место в итоговом протоколе.


20.00. Рабочий день у металлурга окончен. За смену Дмитрий успешно провел не одну плавку, выполнил задание мастера и передал смену сталевару первой бригады. Свой вечер, как и все свободное время, металлург проводит с женой и детьми.


— В ночь немного сложнее. Но я уже привык, — говорит металлург. — Всегда мечтал работать на заводе, о котором мне много рассказывал мой дядя. В 2018 году моя мечта исполнилась. Начинал подручным сталевара. Моим наставником был сталевар Петр Михайлович Козлович. Работа мне понравилась. Я понял, что металлургия — это мое!


20.80. После вечерней тренировки — обязательно спортивное питание с протеином и аминокислотами для восстановления. А потом ужин. Домой Илья приходит в 21.00. Дальше качественный и полноценный сон. Он наряду с полноценным питанием — обязательный атрибут восстановления.


Предсезонка — это непростое время для любого спортсмена, это период колоссальных нагрузок на организм, когда за день мы сжигаем более 2000 калорий. Но именно в это сложное время закладывается фундамент для будущих побед, — уверен Илья Шуринов.

Послесловие от автора
Всегда радуюсь и вдохновляюсь, когда при подготовке материалов встречаю людей увлеченных, любящих свою профессию. Именно такими и оказались герои статьи. Они с таким вдохновением рассказывали о своей работе, что мне тоже хотелось выйти на лед и сесть за пульт управления. Правда, глядя на мощные агрегаты в электросталеплавильном цехе и видя уставшие лица хоккеистов после тренировок, подумала, что есть профессии, которые подвластны только мужчинам. Мужчинам сильным. И сила эта не только физическая.


Фото Татьяны МЕЛЬНИКОВОЙ

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry