Человек-легенда? Просто Человек

С символическим ключом от первой очереди БМЗ. Сейчас этот ключ хранится в заводском музее

15 апреля исполнилось бы 82 года человеку, имя которого знакомо каждому работнику нашего завода, а среди ветеранов есть люди, которым посчастливилось знать его лично. Дерожант Левонович Акопов, первый директор БМЗ. Не все знают, что даже свое название завод получил благодаря Дерожанту Левоновичу. Первоначально строящееся предприятие в провинциальном городке планировалось назвать «Жлобинский металлургический завод». И только благодаря настойчивости и убедительности директора Акопова БМЗ получил свое гордое имя.

И не только имя. С самого начала предпологалось с помощью инофирм выполнить все строительные работы, а уж монтаж оборудования и сдачу объекта провести самостоятельно. Этому категорически воспротивился Дерожант Левонович. И только его напористость, знание дела, обширные дружеские и деловые связи привели к тому, что мы сегодня имеем.

Заводская газета не раз публиковала воспоминания об этом человеке тех, кому посчастливилось работать под его руководством и — рядом, плечом к плечу. Что запоминается и остается неизменным в этих путешествиях в прошлое — безмерное уважение, теплота и искренность, с которыми отзываются о Дерожанте Акопове все, кто его знал. О каких бы ситуациях ни шла речь, Дерожант Левонович вспоминается как справедливый, открытый, доступный в общении. Прирожденный руководитель. Один из мощной команды, которую он собрал по крупицам, сплотил и возглавил. Человек-легенда? Нет, просто Человек.

На первомайской демонстрации. На праздники заводчане приходили семьями, с родными и близкими. 1984 год

Вот как вспоминал О Дерожанте Акопове первый главный инженер БМЗ Павел Иванович Кучеренко: «Акопов был на голову выше всех тех руководителей, с которыми мне довелось работать в советские времена. Это сказывалось абсолютно во всем, начиная от привычки одеваться и заканчивая манерой общения с людьми. Дерожанту Левоновичу было абсолютно не важно, кто перед ним: министр, руководитель области, города, цеха, мастер участка или простой рабочий-труженик. Он был одинаков со всеми. Никогда не ронял собственного достоинства перед вышестоящими должностными лицами, и в то же время никогда не проявлял превосходства или какой-то неоправданной снисходительности перед своими подчиненными».

Уважаемые ветераны БМЗ! Если у вас есть интересные истории, ценные воспоминания о строительстве и первых годах работы Белорусского металлургического завода, звоните в редакцию по телефону 5-52-20

Мне не довелось работать на заводе в то время, когда им руководил первый директор, знать его лично. А вот моему мужу судьба подарила такую встречу. Дело было в конце 1980-х. Александр Ясинский был отправлен в командировку в Костюковичи за рулем заводского «КАвЗика». В момент ожидания пассажиров к автобусу подошел незнакомый мужчина и спросил, показывая на эмблему на двери: «Вы с БМЗ? Я Дерожант Акопов, был его директором, вы меня знаете?» Все по-простому, на равных. Дерожант Левонович расспросил, как идут дела на заводе, как поживает Аркадий Шункевич — первый директорский водитель, передал привет. Было видно, что жизнь БМЗ его первому директору небезразлична, несмотря на то, что в то время Дерожант Акопов возглавлял другое предприятие — цементный завод в Костюковичах.

Он строил планы и реализовывал свои мечты в жизнь. Путепровод, бульвар Металлургов, заводской Дворец культуры, многотиражная газета, торговые центры и оснащенная современным оборудованием больница — вот неполный список того, что Дерожант Левонович успел воплотить в жизнь в Жлобине. Не осуществилось из задуманного воздушное сообщение со столицей. Такая идея тоже была, — вспоминают заводчане старшего поколения.

«Главное, о чем он мечтал: чтобы в Белоруссии научились варить сталь и катать прокат. Он был прирожденным руководителем, которому предначертано было создавать все с нуля. Шестым чувством, с точностью компьютера он расставлял кадры, все ответственные участки были укомплектованы профессионалами, — рассказывала одна из «первопроходцев», Людмила Венслав. — Штатное расписание при нем было настолько мизерным, что одному специалисту порой было необходимо обеспечить работу целого подразделения. Вера в профессионализм, безошибочный выбор каждого приглашенного специалиста давали такие результаты!»

Директор БМЗ Дерожант АКОПОВ с иностранными специалистами

Отдельный разговор — о том, как сплачивался коллектив съехавшихся со всех уголков огромной страны металлургов. «Как только выпадал выходной, общий для всего его окружения, Дерожант Левонович объявлял: завтра едем на природу, берем с собой жен, подруг и детей. Какие это были незабываемые дни! — вспоминал П.И. Кучеренко. — Акопов таким образом заставлял нас раскрыться друг перед другом, довериться, поделиться сомнениями, планами, чем-то личным. А что еще так располагает к откровенности, как общение в кругу друзей, семьи, коллег-единомышленников?

Таким был этот удивительный человек, во многом предопределивший будущее Белорусского металлургического завода. Таким он и остался, и в памяти, и в истории.

Дополнение к портрету
Завод Акоповым не может не гордиться,
Для летописцев он находка-персонаж,
Он пролетел по жизни, словно птица,
Первопроходец самый главный наш.
Он после Осипович мог, наверно,
Вернуться в Минск как триумфатор-фаворит,
Но выбрал ипостаси «Агасфера» —
Периферийный, неуютный добробыт.
Один лишь штрих, но скажет он о многом:
В часы служебной бурности своей
Он колесил по городским дорогам
На «Ниве» — разновидность «Жигулей».
И только в Министерство ненадолго
Он этикет и уровень хранил,
И ездил в заместителевой «Волге»,
Какую добровольно уступил.
Полушутя, полусерьезно принародно
Не уставал он повторять кадровикам:
«Не брать в штат старших за директора завода»,
А сам слегка был старше сорока.
Конечно ж, брали: все же были исключенья,
Как не возьмешь умелых и активных,
И это было лишним подтвержденьем
Того, что жил директор перспективой.
И, безусловно, благодарны люди
За то, что смог он возродить,
«На медицину денег мы жалеть не будем» —
И лозунг этот претворялся в жизнь.
Акопов был единственный директор,
Который не уволил никого,
Конфликты же случались просто редко
И мало кто заслуживал того.
Несправедливость с ним была в соседстве,
Но он держался внешне… А внутри…
В конце концов не выдержало сердце,
Отмерив ему век — 53.
Виктор КУХАРЕНКО, первый главный редактор газеты «Металлург», ветеран БМЗ


Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry