«Когда есть руки золотые, что разливают чудо-сталь…»


Участок разливки стали — один из главных в ЭСПЦ-1. Здесь жидкая сталь превращается в готовую продукцию. А люди, которые занимаются этим нелегким делом, — не волшебники, а профессионалы!


— К нам на участок поступает жидкая сталь, доведенная до заданного химического состава и определенной температуры. Здесь ее разливают на двух машинах непрерывного литья заготовок (МНЛЗ-1 и МНЛЗ-2), — рассказывает мастер участка разливки стали ЭСПЦ-1 Сергей Москаленко (на фото слева).


Разливают и разливают, кажется, что здесь сложного? Но на самом деле это трудоемкий и очень серьезный процесс. Раскаленный металл с установки печь-ковш при помощи мостового крана поступает на подъемно-поворотный стенд машины непрерывного литья заготовок. Бригадир производит разворот стенда вместе с ковшом в положение разливки стали, а верховой разливщик по команде производит открытие шибера стальковша.


После того, как в промежуточном ковше набирается заданный уровень металла (ориентировочно 28-30 тонн), бригадир совместно с оператором контролирует скоростные режимы. После производят замер плавки, взятие проб, контроль температуры. В это время разливщики проверяют жидкий металл на наличие шлаков. Далее жидкая сталь из промежуточного ковша открытой струей поступает в кристаллизатор, где непосредственно и происходит формирование непрерывнолитого слитка.


— Сергей, машина непрерывного литья заготовок работает безостановочно?

— Нет, МНЛЗ, конечно, останавливается, но только тогда, когда будет выполнена запланированная серия плавок. Остановку проводят, чтобы подготовить машину к смене марки стали. Чтобы марки не смешивались, МНЛЗ переподготавливают и запускают заново. На переподготовку дается час. Если смена формата, два часа, поскольку нужна еще и замена кристаллизатора. Плановые ремонты проходят в среднем 14 часов, по два ремонта в месяц. К слову, на август запланирован капремонт, машина будет стоять трое суток.


— Что происходит с заготовкой дальше?
— Она поступает на участок газорезки, где ее режут на заданную длину. Операторы контролируют геометрические параметры заготовки — проводят замеры на складе. Далее металл охлаждается на холодильной установке. Когда температура заготовки понижается до 60 градусов, у нее появляется магнитное свойство, и при помощи электромостовых кранов ее снимают и складируют в штабеля.

Далее, бригадир склада передает заготовку для дальнейшей переработки в другие цеха завода, либо отправляет на погрузку в вагоны для экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Количество плавок зависит от работы печей и оборудования, а также скорости разливки. Каждая марка стали разливается по-разному, здесь берется в расчет скоростной режим, обработка на установках внепечной обработки. Есть марки стали, которые льют постоянно: А500С и В500DWR.

Одна плавка длится около 50 минут. В среднем за 12-часовую смену проводят 15-17 плавок — это примерно около 1600 тонн стали! Рекорд разливщиков на МНЛЗ-2 — 18 плавок за смену. Непрерывных плавок в одну серию проводят в среднем около 35, а рекордное количество — 102 плавки.


Сегодня в четвертой бригаде трудятся 32 человека. Большая часть — операторы и разливщики. Один из старожилов участка — Григорий Федосеенко. К слову, на завод он пришел 15 октября 1994 года, в день 10-го юбилея предприятия!


— Я работал слесарем в деревне, а после службы в армии решил трудоустроиться на завод. Пришел в ЭСПЦ-1, работал разливщиком стали, верховым, сейчас тружусь бригадиром — контролирую процесс разливки. Сначала, конечно, было нелегко — высокая температура, повсюду огонь, искры. В горячем цехе всегда нужно быть на чеку, здесь малейшее несоблюдение правил безопасности может привести к серьезным последствиям. Со временем я привык, «вошел в колею», и теперь уже другой работы для себя не представляю.


За эти годы на заводе Григорий заявил о себе, как о хорошем, компетентном специалисте. Руководство цеха это увидело и оценило — за верность предприятию и многолетний труд фото металлурга в прошлом году украсило Доску почета БМЗ.


— Под моим началом Григорий работает четыре года, но знаю я его около 25 лет, — делится Сергей Москаленко. — У него всегда все под контролем. Под руководством Адамовича меньше всего поломок оборудования и потерь ручьев, а это играет огромную роль в процессе производства. И в том, что коллектив у нас дружный, тоже есть его заслуга. Он объединяет людей и легко находит с ними общий язык. Это все немалая роль бригадира. Не зря наша четвертая бригада считается лучшей!


Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry