СЕМЬЯ СТАЛЬНОЙ ПРОФЕССИИ

Мужская часть семьи Ганак (слева направо): Никита, Анатолий и Роман. Фото Евгении Рыбак

Работа в электросталеплавильных цехах не прекращается ни на минуту. Здесь круглосуточно что-то кипит, искрится и пылает. Красота льющегося металла не просто завораживает, от невероятно красивого зрелища захватывает дух. Те, кто оказывается в этих цехах впервые, навсегда сохраняют в своей памяти день, полный непередаваемой красоты и страха одновременно. Постоянный шум, огненные реки и огромные температуры любого могут привести в состояние оцепенения. Однако работники цеха, люди «огненной профессии», не просто каждый день укрощают огонь, они не боятся тяжелого и почетного труда настолько, что работают тут целыми семьями.
Анатолий Ганак, оператор машины непрерывного литья заготовок, отлично помнит тот день, когда впервые переступил порог ЭСПЦ-1.
— В начале 90-х годов сразу после армии молодым парнем я пришел на завод, — вспоминает Анатолий Иванович. — Начинал разливщиком стали с самым маленьким разрядом. Устраиваясь на БМЗ, я вообще не представлял, что такое металлургия. Да и документы я принес в автотранспортный цех. Однако вакансий там не нашлось, и мне предложили некоторое время поработать на разливке, пока не появится свободное место. В итоге как начал тридцать лет назад, так и работаю здесь до сих пор.
В работе Анатолий Ганак проявляет себя более чем отлично. Его непосредственный руководитель — старший мастер МНЛЗ на горячих работах Василий Воробьев характеризует его только с положительной стороны:
— Сказать, что Анатолий Иванович знает и умеет все, это ничего не сказать. В любых ситуациях он всегда сохраняет равновесие и благодаря своему опыту быстро находит решение любых возникающих вопросов. А в нашем деле от оперативности и даже молниеносности принятия решения зависит работа всего цеха, если не больше.

Анна и Анатолий Ганак.

Во многом благодаря ценному на производстве умению быстро ориентироваться в возникающих острых ситуациях Анатолия из разливщиков стали перевели на должность оператора машины непрерывного литья заготовок.
— Сейчас в мои обязанности входит контроль над всем технологическим процессом разливки, — рассказывает Анатолий Ганак. — МНЛЗ довольно большая, поэтому управление всеми ее агрегатами осуществляется с операторского пульта. Процесс разливки двумя словами можно описать так: жидкая сталь из открытого шиберного затвора сталеразливочного ковша подается в промежуточный ковш, далее по команде «верхового» разливщика открываются дозирующие ручьи, в которые льется металл. Оттуда он попадает в кристаллизатор, где формируется заготовка. На первый взгляд может показаться, что сложного здесь ничего нет. Весь процесс автоматизирован и требует минимального участия человека. Однако это в корне неверно. Наша работа не бывает рутинной, ведь ни одна плавка не похожа на другую. А разливщики это те люди, которые не знают что такое лень и усталость. Все действуют умело и отточено, потому что каждый из нас непосредственно влияет на качество разливаемого металла и качество заготовки.
Анатолий шутит, что это не он выбрал профессию, а она его:
— Сегодня, анализируя свой жизненный путь, точно знаю, что ни делается – все к лучшему. На разливку я попал случайно, однако нашел здесь свое призвание и ни капли об этом не жалею. Чтобы у нас работать, нужно самому «загореться» этим делом, тогда и всякая работа будет спориться.
Анатолий рассказал, что помимо призвания встретил на заводе и свою любимую супругу Анну, которая, кстати говоря, родила будущих металлургов. Молодые люди познакомились в стенах заводского общежития, поженились и решили больше никогда не расставаться.
Работу Анны Федоровны тоже легкой не назовешь. Она машинист по навивке канатов СтПЦ-1. Заводчанка, можно сказать, является завершающим производственным звеном, начатым в цехе ее мужа. Остывшая заготовка из электросталеплавильного цеха, пройдя несколько переделов, в виде тонких «золотых» нитей попадает в руки машинистов по навивке канатов. А далее металлические канаты и тросы отправляются на отгрузку.
Стальной пример Анатолия и его супруги стал заразительным и для их детей. Сыновья Роман и Никита работают не только в одном цехе, но и в одной бригаде со своим уважаемым отцом.

Роман Ганак

История старшего сына Ромы в некотором смысле повторяет историю его родителя. Пришел устраиваться на одну профессию, а предложили попробовать себя в другом качестве. Придя на завод штабелировщиком металла, со временем по совету отца перевелся на разливку в качестве «верхового».
— Несмотря на то, что мы все в одной бригаде, наговориться о работе в рабочее время не успеваем, поэтому производственные моменты коллективно обсуждаются дома, как-никак вся семья в металлургии, — смеется Роман Ганак.
Кстати говоря, Роман еще не женат. И он не исключает возможности повторения отцовского опыта и в этом вопросе. Ведь на нашем предприятии очень много красивых и незамужних девушек.

Никита из нового поколения разливщиков стали, и он самый младший в семье Ганак. Парню чуть больше 20 лет. Несмотря на то, что он всего 4 месяца в профессии и только начинает делать первые шаги в металлургии, уже успел заслужить одобрение руководства. И неудивительно, ведь его обучением занимался старший брат. Свой первый день на разливке, Никита помнит очень хорошо:
— Первое, что я ощутил, — это жара, — говорит Никита. — На работу я устраивался летом, а в этом году оно не скупилось на горячие дни, жар цеха не идет с ними ни в какое сравнение. Конечно, довольно продолжительное время к ручьям меня не пускали. Я изучал технику безопасности, здесь к этому относятся очень серьезно, документацию и весь технологический процесс разливки.
На вопрос страшно ли работать на таком серьезном производстве, Никита уверенно отвечает — нет, не страшно. Ведь с любым возникшим вопросом можно подойти к старшим товарищам, и они всегда помогут.
— Врать не буду, работа тяжелая и очень ответственная, — говорит Никита Ганак. — А из-за недостатка опыта часто возникают трудности. Но я все-таки спортсмен, довольно долго занимался хоккеем, а нас трудности не пугают, только делают сильнее!
Говорят, что для новичков на разливке устанавливается негласный испытательный срок — полгода. Если за шесть месяцев человек не уйдет, значит, не испугался и скорее всего, останется навсегда. Ведь горячая металлургия не для трусов, это дело настоящих мужчин. Поэтому искренне желаем Никите выдержать испытательный срок и найти свое призвание в этом нелегком труде.

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry