Оставаться мужчинами всегда!

Слева направо слесари-ремонтники Дмитирий МАРЧЕНКО и Николай ИГНАТЕНКО. Идет настройка на оптическом стенде привалковой арматуры.

«После нас — тишина». Это девиз ракетных войск стратегического назначения. «Если придет команда на «ПУСК», то уже — все». В преддверии 23 февраля мы решили ближе познакомиться с работником БМЗ, капитаном ракетных войск, слесарем-ремонтником УРТО СПЦ-2 Николаем Игнатенко.


— Николай, расскажите, пожалуйста, каким был ваш воинский путь?
— После школы в 1986 году поступил в Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. Эти войска считаются элитными — там строгий отбор. Путевку в курсанты военного училища я получил благодаря серебряному аттестату в школе, всего одному экзамену как медалисту, и хорошей физической подготовке.


Отучился там пять лет, получил воинское звание лейтенанта в должности инженера-механика, и с офицерскими погонами был направлен в боевые части. В 1991 году пришел инженером группы в шахтный комплекс Винницкой армии Хмельницкой дивизии — отслужил там два года. А затем еще три — в Житковичах.


— Насколько вы были готовы к службе в армии?
— В Ростове у нас было хорошее обучение, поэтому во время службы не было особого удивления или непонимания происходящего. До армии я побывал на практике во многих местах СССР. Был на Новокраматорском машиностроительном заводе, наблюдал, как производят военную технику. Уже тогда почувствовал всю мощь ВПК. Там же увидел доменные печи. К слову, это было мое первое знакомство с металлургией. Ездил на космодром «Плесецк». Там смотрел, как дорабатываются новые ракетные комплексы, даже наблюдал один из пусков космических ракет. Наши военные ракеты также могут использоваться для вывода спутников на орбиту, и в качестве грузовых.


Еще сержантом проходил практику в Первомайске. После училища пришел в армию лейтенантом, через год получил звание старшего лейтенанта. Через три года — капитана. В армии служил офицером и нес боевое дежурство.


— Чему новому вы там научились?
— Я осознал всю мощь и систему, которая стоит за армией, сколько в нее вкладывается денег, сколько всего построено в военных целях. Интересный факт — еще при правлении Хрущева основной упор был сделан на ракетные войска, при этом сокращены расходы на авиацию и флот. Когда мы проводили командно-штабные тренировки, то все войска (авиация, сухопутные войска) шли на наше обеспечение и наше прикрытие, чтобы иметь возможность обеспечить ядерный удар. Карибский кризис, а также события сегодняшнего дня показывают, что ракетные войска — это основа. И сегодня ракетные войска — это в первую очередь силы сдерживания.

Мое главное пожелание ко Дню защитников Отечества — оставаться мужчинами всегда! И я бы порекомендовал, особенно молодым неопытным парням, — брать пример с ребят из фильма «Момент истины. В августе сорок четвертого», а лучше — прочитать книгу. В ней заложен очень ценный смысл — важно научиться выполнять свою работу при любых обстоятельствах, с кем бы ты ни находился рядом. Не искать отговорки, а находить возможности ее выполнить. И это касается всех сфер жизни человека!

ВОСПОМИНАНИЯ О СЛУЖБЕ
— Что необычное было за время службы в армии?
— Для несения боевого дежурства спускались на лифте на глубину 12-ти этажей. Командный пункт ракетного полка располагался под землей, глубина шахты — 38 метров. Когда не работал лифт, я, как альпинист, поднимался по вертикальной лестнице. Страшно было смотреть вниз. Можно было, конечно, и по командному пункту спускаться, но там нужно было постоянно открывать и закрывать люки, как у подводной лодки.


Помню, как мы выезжали на различные соревнования, я тогда занимался бегом и военно-прикладным спортом. Ездили и на гражданские соревнования. Нам давали и гостиницу, и автобусы, и спецпитание. Было очень хорошее внимание.


После службы в Хмельницкой дивизии в 1993 году перевелся на подвижный комплекс в Житковичах, там впервые увидел ракеты «Тополь-М». К тому времени, с развалом СССР, все воинские части автоматически стали российскими (и Житковичи тоже). Новых солдат мы уже ездили набирать в Россию. Первая партия ребят написала письма своему призыву об условиях службы. На что те воскликнули: «Мужики! У них там хлеб после обеда на столах остается. Едем в Белоруссию!» А ведь это они еще не знали, насколько полноценное и сбалансированное питание по норме №5 для дежурной смены. Вот такое было непростое время!


Помню, на четвертом курсе училища в наше общежитие подселили беженцев, семьи офицеров с южных регионов Союза (Баку, Карабах). Дети просили «Дядя, дай сахара!». Они не знали, что у людей в форме может быть печенье или конфеты.


— Самое запоминающееся событие в армии?
— Вспоминаю атмосферу парадов, проводимых на городской площади на 7 ноября. В Ростов-на-Дону прибывали военные из разных училищ и частей, подготовка велась два месяца. Я отходил шесть парадов — было весело и познавательно. Ощущал приятное волнение и гордость. Всегда хотелось поймать такт и эффект организованной группы, это можно сравнить с хоккеем на трибунах, — вспоминает Николай. — Даже с песней ходили строем, у каждого подразделения она была своя. На параде впереди шли военные, а потом — мирная демонстрация. До сих пор для меня 7 ноября является праздником.


— А какой из военных праздников для вас самый главный?
— Это, конечно же, День Ракетных войск стратегического назначения. Отмечаем его всегда 17 декабря, семья о нем тоже помнит и уделяет особое внимание.

На стрельбах в июле 2022 года

ВОЕННЫЕ СБОРЫ в 2022 году
— Вы ведь недавно участвовали в военных сборах, чему новому вы там научились?

— Да, я впервые участвовал в сборах, они проводились на территории Гомельской области. Только правильнее будет сказать, не научился, — обучал других. Я был в качестве офицера управления (начальника инженерной службы). Наше дело было — организовать территориальную оборону и руководить созданными нарядами и боевыми единицами. Для личного состава была поставлена задача — охрана общественного порядка, стратегических объектов, ведение разведки, снабжение, обеспечение мобилизации, помощь с тыла для армии. Отрабатывали неблагополучные ситуации, которые в обычное мирное время не возникают.

ПРИЗВАНИЕ — СОЗИДАТЬ
— Как вы, военный человек, оказались работником БМЗ?

— Когда распался Союз, отовсюду выводили воинские части. Последними выводили ракетные войска. У меня стоял выбор: либо идти на хорошую должность, но очень далеко от дома (к тому времени я уже был женат, моя супруга оставалась в Житковичах), либо — в Европейскую часть, но без жилья и без должности. В 1996 году я решил уйти с военной службы.


Некоторое время поработал в Житковичском рыбхозе «Белое», потом в других местах, и к 2004 году пришел на завод. Сначала трудоустроился слесарем в СтПЦ-2. Потом пошел мастером в цех по ремонту нестандартного оборудования. Затем — начальником участка в РМЦ, там отработал 6 лет. А позже ушел на третью печь старшим мастером по ремонту оборудования, и уже через год пришел в СПЦ-2.


— В чем заключается ваша работа сегодня?
— Мы с бригадой обеспечиваем сменное оборудование на прокат. Есть клеть, на нее «навешивается вход и выход». Своевременно выводим его на ремонт, ставим в резерв.


Как вы считаете, какую пользу несете для завода?
— Пользу я осознал, когда работал в РМЦ. Ведь для нужд предприятия мы можем делать лучше фирменного! И в СПЦ-2 я эту идею продолжаю, уже много чего здесь внедрил. С разрешения руководства мы поставили твердосплавные шайбы в ролики, обычно после отработки на прокате шайбы уже считаются металлоломом. Если у обычных роликов стойкость от недели до двух, то у наших — полгода! Также сделали охлаждения роликов трассы, что защищает их от высоких температур, снижает вероятность некондиционной продукции. Мы создали много запасных узлов и единиц, оперативно используем подготовленный резерв. И если раньше не успевали организовать ремонт за 12 часов, то сейчас его спокойно делаем. Создали улучшения и в бытовом плане.


— Какие у вас пожелания ко Дню защитников Отечества?
— Хочу сделать небольшое уточнение. Не только в военных заключается защита Родины. Защитники — не только те, кто носит погоны, а люди, которые созидают и делают свою работу на своем месте, строят города, заводы, даже выращивают пшеницу — что-то делают на благо своей страны. Ведь, работая в тылу, можно зарабатывать хорошие деньги, часть из которых пойдет на содержание армии

Анна ОЛЕЙНИКОВА
Фото Татьяны МЕЛЬНИКОВОЙ


Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry