Страшные страницы истории. «Еврейский вопрос»

Памятник жертвам нацизма в Жлобине

Оккупация на Жлобинщине длилась с августа 1941 по июнь 1944 года. С этого момента на занимаемой территории гитлеровцы установили «новый порядок» и создали гетто. В действие начали приводить план «Ост», согласно которому предполагалось уничтожить 75% населения республики, остальных — онемечить. Этим страшным событиям истории посвящен второй зал Жлобинского историко-краеведческого музея.


На территории Беларуси было более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения населения. Людей расстреливали, вешали, сжигали. Частью оккупационного режима являлся вывоз молодежи в Германию в качестве бесплатной рабочей силы. Сначала вербовка белорусов проводилась на добровольной основе, но потом гитлеровцы перешли к насильственным методам.


Широко использовали метод облав. Например, в Жлобине фашистские власти разрекламировали, что на городской рынок вывозится много промышленных товаров для продажи населению. Когда там собралось большое количество людей, гитлеровцы и полицейские окружили их и начали вылавливать молодежь.

Создание гетто
Одной из первых мер «нового немецкого порядка» стало «окончательное решение еврейского вопроса». Евреев изолировали в специально отведенные места и использовали как рабочую силу. На территории Жлобина было создано два гетто. Люди, живущие там, были обязаны носить специальные знаки на одежде. Покидать такие места запрещалось.

Из воспоминаний бывшего малолетнего узника концлагеря «Озаричи» Пархоменко Геннадия:
— Узники гетто содержались в почти неотапливаемом в холодное время помещении, без электрического света, на скудном пайке и заедаемые обильно размножающимися вшами и клопами. Около года узников использовали как дармовую рабочую силу.

 Весной 1942 года гитлеровцы начали проводить акции массового уничтожения евреев. Первой жертвой стали жители Щедрина. На его окраине 8 марта были расстреляны более двух тысяч евреев вместе с захваченными коммунистами, советскими активистами и партизанами. А 12 апреля в танковом рву между Жлобином и Лебедевкой было уничтожено более 2,5 тыс. евреев. Через два дня та же участь постигла еще 400 евреев бывшего Стрешинского района. Могилой для своих жертв фашисты выбрали противотанковый ров, который находился в двух километрах от города, в деревне Лебедевка. Вся «операция» длилась около 16 часов, пока не вывезли всех людей из гетто.

Четыре счастливчика
Из воспоминаний Анатолия Дзяковича, партизана бригады «Железняк»:
— Спастись от кровавой расправы удалось лишь четверым. Матери двоих детей 36-летней Басе Полей, 17-тилетней Эле (Ольге) Соркиной, подростку (имя и фамилия неизвестны) и двухлетнему Боре Глаговскому (Маковскому).


Бездетная вдова Тина Маковская в годы немецкой оккупации была связной партизанского отряда № 119 бригады «Железняк». В апреле 1942 года ее соседка Циля Глаговская принесла ей своего двухлетнего сына Бориса и попросила позаботиться о нем. Тина вместе со своей матерью Александрой Ревяковой охотно приняли ребенка и ухаживали за ним.


В сентябре 1942 года Тине пришлось остаться на какое-то время у партизан, Александра заботилась о ребенке. Позже с помощью дочери Ревякова с Борисом переехали на территорию, находящуюся под контролем партизан.


Во время войны Тина Маковская помогла Ольге Соркиной, бежавшей из Жлобинского гетто. Она переправила девушку в безопасное место. После войны Маковская официально усыновила Бориса и растила мальчика как собственного сына. Ольга Соркина, потерявшая во время войны всю семью, тоже считала Тину своей второй матерью.

Благодарим за помощь в подготовке материалов старшего научного сотрудника Жлобинского историко-краеведческого музея Екатерину ТИСЕЦКУЮ.

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry