В лайках ли дело?

Этот странный звонок раздался очень не вовремя. Руки заняты сумками с покупками, ключ от калитки где-то затерялся… Когда наконец достала телефон, абонент уже отключился. Да и звонок был недолгим — будто на той стороне испугались или передумали.


На дисплее высветился номер одноклассницы. Давно мы не общались. Может, что-то случилось? Надо перезвонить.
— У меня неприятный разговор, — голос подруги детства звучал как-то скомканно и неуверенно.
Скороговоркой она рассказала, что сегодня задержали ее знакомую. Прямо на работе. За экстремизм в интернете, как она поняла.
— Это так неожиданно! Столько времени прошло! Да и никогда бы на нее не подумала, — эмоционально удивлялась одноклассница. — Может, была не в тех чатах, а может сын лазил и что-то лайкнул? Я тут же пошла к коллеге, который разбирается в компьютерах, попросила проверить и удалить все мои подозрительные подписки. «Ничего такого там не было, — не совсем уверенно сказала она. — Но все равно как-то тревожно…»


Вспомнились наши телефонные разговоры в то смутное время. Тогда одноклассница была более уверенной.Между нами разворачивались горячие дебаты (вплоть до бросания трубки) по поводу происходящих в стране событий. Одноклассница была за «перемены», аргументируя это желанием более высокой зарплаты за свой труд на педагогической ниве. Откуда возьмутся на это деньги у «новой власти», ее не интересовало в принципе. Мои возражения, что остановленные предприятия и разрушенная экономика приведут к прямо противоположному результату, разбивались о ее праведное, без доли сомнения, возмущение:«Да все будут жить лучше, все изменится и зарабатывать станем больше!».


А еще вспомнилось: она рассказывала, как и где протестуют. Какие-то флешмобы, вывешивание флагов, отказ от работы… Я тогда понять не могла: откуда это все у нее? Мы же с ней вроде всегда в одном измерении жили! А она мне тогда: «Ты что, не знаешь, об этом же все сейчас пишут! В том-то чате или в той-то группе. Подпишись, будешь в курсе событий!»
Прошло время, и мнение подруги, судя по всему, кардинально изменилось. Но следы ее деятельности в интернете остались. Вот и чувствует себя неуверенно сейчас, потому что, наверное, дело тут не только в лайках… И что теперь с этим делать, не знает. Поэтому и прозвучал этот странный звонок. В надежде на помощь.


Чем я могла помочь? Одним лишь удалением из соцсетей здесь не обойтись. Интернет, как известно, помнит всё. Неприятностей с законом подруге детства я не желаю, а они, возможно, будут. Единственное, что можно сделать в этой ситуации, — поступить по закону. А он освобождает от ответственности, если человек своевременным сообщением государственным органам способствовал выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.


Этой информацией я и поделилась с одноклассницей. А уж как ею воспользоваться, пусть решает сама. Ведь никто лучше нее не знает — был там просто лайк или, как звучит в новостях, — «призывы к захвату власти неконституционным путем» или «распространение экстремистских материалов». В последнем случае действительно стоит тревожиться, что отголоски 2020-го нарушат спокойный и уверенный ход жизни.
Соб. инф.

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry