Пока мы помним, мы живем…

9 мая наша страна отпразднует 80-летие Великой Победы. Событие, которое навсегда осталось в памяти участников Великой Отечественной войны. Их истории, наполненные одновременно болью и страхом, верой и надеждой, каждый раз напоминают нам, живым, о цене и ценности мира, о том, как важно этот мир сохранять. И хотя многих ветеранов, к сожалению, уже нет с нами, их воспоминания живут… И они бесценны…
Трудный путь к Великой Победе
Станислав Викентьевич Закревский проработал на БМЗ около 10 лет. Родился он в деревне Старый Мозолов Рогачевского района. Когда грянула война, ему не было девятнадцати — призывного в те годы возраста. Станиславу в январе 1941 года исполнилось восемнадцать, а в июне в родную деревню пришли фашисты. Они сразу ввели свои порядки: обязательный учет всего населения, трудовую повинность, сдачу продовольствия и т.п.
Тех, кто постарше, насильно загоняли на службу в полицию. Родители как могли прятали взрослых сыновей в лесу в землянках, в соседних деревнях. В 1944-м году оккупанты добрались и до Станислава. Немцам стало известно, что в деревню в один из домов наведываются партизаны. Стоявшая «на часах» девушка прозевала облаву. Фашисты обстреляли дом, убили одного из партизан, нескольких ранили.
А затем была карательная операция. За связь с партизанами оккупанты арестовали все мужское население и отправили в лагерь в Красном Береге. Здесь фашисты спешили развернуть «фабрику смерти». На одном из бензоскладов они создали концлагерь, куда согнали несколько тысяч человек трудоспособного населения Жлобинского, Стрешинского, Рогачевского, Бобруйского и других районов. Лагерь был обнесен колючей проволокой в три ряда. Людей держали под открытым небом, не давали пищи, воды. Из числа заключенных около тысячи человек были вывезены в Германию. В их числе был и Станислав Закревский.
Подневольный труд от темна и до темна за похлебку и кусок хлеба то у одного, то у другого бюргера, отношение как к людям второго сорта, ночлег за колючей проволокой, тщетные надежды хоть на какое-то улучшение условий жизни — вот что встретил в Германии Станислав Викентьевич.
Избавление пришло вместе с советскими войсками 30 марта 1945 года. В этот день наши взяли город Дацинг, где содержался Станислав Викентьевич. И в этот же день он попросился на фронт. Его зачислили в пехотную часть, и до самой Победы Станислав Викентьевич находился в боевом строю: освобождал Польшу, Германию.

9 Мая 1945 года запомнилось навсегда. Рота готовилась к завтраку, как вдруг объявили боевую тревогу. Привычные к строгому армейскому порядку, солдаты быстро построились. Когда им объявили о Победе, никто сначала не поверил — молчали. А потом раздалось мощное многоголосое «Ура!» и в воздух полетели головные уборы. Тут же состоялся митинг, а интенданты выдали «наркомовские» к каше — за Победу! После капитуляции Германии армейскую часть, где служил Станислав Закревский, передислоцировали в Данию.
В 1946 году, демобилизовавшись, он вернулся в родные места, где полвека отработал в колхозе имени Калинина на Рогачевщине. Фронтовику доводилось выполнять всякую работу, к труду он был привычен, трудностей не боялся. А в трудолюбивых руках все ладилось. Вскоре женился, а когда дети выросли, то выбрали городом своей судьбы Жлобин. Сюда перебрались и Станислав Викентьевич с супругой. Около десятка лет он проработал на Белорусском металлургическом заводе.





