Дорога жизни привела их на БМЗ…

— Сначала в Жлобине мне очень… не понравилось. Я же привыкла к другой природе: горы, тайга, лес кругом. Все знакомое и любимое с детства. А здесь все чужое, незнакомое. Зато люди оказались очень хорошими, душевными. Постепенно я и полюбила наш замечательный Жлобин. Мне здесь очень нравится! — признается София Нажибовна СУХОВА.
В Жлобин она приехала вместе с детьми в августе 1987 года. А чуть раньше, в марте, сюда по вызову прибыл ее муж.
— Он работал электриком в сортопрокатном цехе, а я пришла на работу в детский сад №40, — вспоминает София Нажибовна. — Приехали мы из Башкирии, из Белорецка. Нас, белорецких, здесь очень много…
И лабиринты из снега…
В этом городе София Сухова жила с самого рождения. Ее мама трудилась медсестрой в стоматологической поликлинике, папа работал машинистом электровоза на Белорецком металлургическом комбинате. Они воспитывали троих дочерей.
— Я часто бывала в горах. Ходила с друзьями по грибы и ягоды, на прогулки. А еще в походы с палатками и ночевками, — рассказывает, улыбаясь, моя собеседница и словно переносится в то далекое и, несомненно, счастливое время. — Там лето настоящее, знойное, и весна бурная, с ярким солнцем, от которого щуришь глаза, с ручьями, по которым мы, дети, с восторгом пускали кораблики.
— А какие были зимы! До минус 40 мороза, и снег лежит. Его было много… У меня, как и у других воспитателей, рабочий день начинался с того, что я брала лопату и очищала пешеходные дорожки и крыльцо от снега, — продолжает София Сухова. — Постепенно слева и справа от дорожек вырастали сугробы в рост человека. В них мы потом с детьми делали тоннели и с удовольствием играли. Столько снега в Беларуси никогда не видела.

Когда пароходы ходили…
— Река Белая делит город на две части: центр и нижние селения, где и находится комбинат. Она очень бурная. Видео ледохода до сих пор вызывает бурю эмоций. Сейчас она обмельчала, а во времена строительства Демидовских заводов по ней ходили пароходы, — проводит небольшой исторический экскурс София Нажибовна.
Громкая традиция
— Она и сейчас существует в Белорецке. Ровно в шесть утра гудит длинный гудок — пора вставать, а в 7.00 два коротких — начало смены. Такие гудки звучали на вторую смену в 14.00 и в 15.00, соответственно, а потом и для ночной смены в 22.00 и в 23.00, — рассказывает ветеран труда БМЗ.

Непростое решение
Жизнь в Белорецке шла своим чередом. София познакомилась с молодым человеком, дождалась его из армии. Они поженились. Некоторое время пожили в Ленинграде. А потом молодая семья решила вернуться в Белорецк. Когда рядом родные и близкие, то живется проще. Вот только своего жилья у молодых не было. А тут новость — в незнакомой Беларуси строят новый завод, работники которого получают жилье.
Сначала в Беларусь уехали друзья — Александр Михайлович Черняк с семьей. А вскоре по их примеру в незнакомый Жлобин уехала и семья Суховых. Так у Софии Нажибовны появилась вторая Родина.
Первое впечатление обманчивое
— Меня очень тепло встретили. И так получилось, что коллеги друг за другом ушли в декрет. Вместе со мной стала работать выпускница педучилища Елена Георгиевна. Фамилию уже не помню, для меня она — моя Леночка. И хотя разница у нас была 12 лет, мы очень хорошо понимали друг друга и работали в унисон. До сих пор с удовольствием вспоминаю утренники и праздники, которые готовили вместе с Леночкой и Александрой Сергеевной Носовицкой, — говорит София Нажибовна.
А после того, как получили жилье, перевелась в детский сад №38 — поближе к дому.

А что такое «мышка»?
Воспитателем София Сухова проработала около 25 лет. А потом, так сложились обстоятельства, пришла работать на завод. Трудилась в СтПЦ-2.
— Сначала работала машинистом по навивке канатов, потом бригадиром по перемещению по всем участкам цеха. Я отвечала за катушки, сепараторы, контейнеры — словом, все то, что поступало в цех. Очень важно было не ошибиться, все сделать правильно, — говорит София Нажибовна.
— К работе с документами и материалами, оборудованием после живого общения с детьми было сложно привыкнуть. Освоить компьютер тоже было непросто. Это сейчас кажется смешным, а тогда вопросы «Что такое мышка?» и «Как включить?» вызывали искреннее недоумение. Нередко звонила коллегам и спрашивала, как выйти из какой-то программы или наоборот, — улыбается заводчанка.
Конец? Нет… продолжение
Из СтПЦ-2 София Сухова ушла на заслуженный отдых. Сейчас активно участвует в жизни Совета ветеранов БМЗ. Обе ее дочери живут в Жлобине, старшая трудится секретарем в ЖДЦ. Наталью Бурмистенкову (на снимке вверху) многие знают еще и как участницу проекта «Корпоративный календарь БМЗ-2024».
Когда семья Суховых переезжала в Беларусь, Наташе было всего пять лет. О жизни в Белорецке она не помнит ничего. Для нее и сестры Жлобин стал родным городом.
Об этой части семейной истории дочерям, а потом и своим внукам, рассказала София Сухова. Ведь семья, которая бережно сохраняет свои традиции, бережет свою историю и свои корни, никогда не потеряет свою дорогу в жизни.
Фото из семейного архива Софии СУХОВОЙ





