ЧТО НИ ЭКСПОНАТ — ТО СИМВОЛ ЭПОХИ

Виктор Бех – за рулем ГАЗ-67. Фото Евгении Рыбак.

Легендарный ГАЗ-67, «инвалидка», как в фильме «Операция Ы и другие прключения Шурика», швейные машинки начала прошлого века — в коллекции Виктора Феодосьевича БЕХА — несколько сотен различных артефактов. Точную цифру не знает и сам коллекционер. Говорит, что не стремится к какому-то количеству, а просто сохраняет историю. В его уникальном собрании раритетов каждая вещь функциональна, и что ни экспонат — то символ эпохи.

Вот, к примеру, автомобиль ГАЗ-67, который выпускался с 1941 по 1951 год в Советском Союзе. Таких, практически, не осталось. Машина на ходу и даже участвовала в параде, посвященном Дню Победы в Жлобине. Рядом — «Москвич-401», немецкий мотоцикл BMW времен Великой Отечественной войны. Есть и советский, послевоенный. Вся техника на ходу. Виктор Феодосьевич считает этот момент важным, поэтому обязательно все восстанавливает и приводит в рабочее состояние.

Артефакты времен Великой Отечественной войны. Фото Евгении Рыбак.

Для тех, кто не знает, поясним: Виктор Феодосьевич — ветеран труда Белорусского металлургического завода. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. В душе мечтатель и путешественник, на деле — коллекционер и заядлый охотник. Свою коллекцию начал собирать более 20 лет назад.
— С детства люблю такие вещи. Я родился и вырос на Украине, в селе Зиньков Хмельницкой области. Мне было лет 10-11, когда в окрестностях своего села нашел немецкий пулемет без затвора. Потом я его на что-то поменял. В детстве мне также посчастливилось найти старинные книги — Библию и Евангелие. Они были в кожаных переплетах с медными пряжками, наверное, XVIII век. К сожалению, я не сохранил их, так сложились обстоятельства, — говорит коллекционер. — Служил я в Германии, а после армии пять лет проработал на флоте в Одессе. Перегонял в Ригу 300-тонные краны вокруг Европы. Много видел разных стран: Турция, Тунис, Алжир, Франция, Великобритания, Нидерланды… А потом приехал сюда, на родину супруги, и болотистая Беларусь меня зацепила. Когда в мае 1985 года я увидел этот прекрасный разлив, то не смог устоять. Плюс строился завод — была перспектива жилья. Я с большим трудом тогда устроился слесарем в жилищно-коммунальный отдел, а через два года стал главным инженером ЖКО, — вспоминает Виктор Феодосьевич. — Я очень люблю артефакты Великой Отечественной войны. При строительстве второй очереди завода, а затем и третьей находил сам и люди приносили много фрагментов оружия, военной амуниции. Видно, что бои здесь шли серьезные.
К слову, сегодня некоторые артефакты Великой Отечественно войны из коллекции Виктора Феодосьевича, найденные при строительстве Белорусского металлургического завода, занимают в заводском музее отдельную витрину. Сам же коллекционер подчеркивает, что он не является черным копателем, а только лишь собирает раритеты.
— В 13 лет во время каникул я работал помощником тракториста. Тогда это было престижно. Кстати, эти месяцы вошли мне в трудовой стаж, я сделал запрос, и мне прислали соответствующие документы, — делает отступление Виктор Феодосьевич. — Так вот, на полях часто можно было найти всякие железки — патроны, разорвавшиеся снаряды. Сейчас таких «трофеев» становится все меньше. Поэтому у меня появилась новая тема — сельхозмеханизмы XIX-XX вв. Скоро наступит время, когда молодежь не будет знать, как выращивают хлеб, откуда, что, где и как берется, — резонно замечает автор коллекции.

Владимир Бех рядом с «сичкарней». Фото Евгении Рыбак.

— А у меня есть уникальные вещи. Например, измельчитель для корма. У нас это приспособление называлось по-украински «сичкарня». Его использовали для измельчения кукурузы, корнеплодов, травы, чтобы откармливать животных. Тоже в рабочем состоянии, хотя ко мне попал с трещиной. Я его восстановил, смазал и, надеюсь, что со временем он займет достойное место в городском музее. Молодежь должна увидеть это. Ведь ничего такого в обиходе уже нет.
Добавим, что в коллекции Виктора Феодосьевича есть старинная косилка, гребенка для сена, которая цеплялась к лошади, и все это в рабочем состоянии!
— Для кого-то это, может быть, ненужное железо, но только не для меня. Я получаю огромное удовольствие от того, что я его восстанавливаю. Конечно, это и материальные затраты. Иногда приходится платить приличные деньги, чтобы что-то приобрести, восстановить. Но для меня важно, чтобы техника работала, а деньги — не главное. Мне постоянно предлагают что-то продать, но я не могу этого сделать. Мне нужен редкий экземпляр, который приносит удовольствие и который когда-нибудь принесет удовольствие другим людям.

Уникальный телефонный аппарат. Фото Евгении Рыбак.

Виктор Феодосьевич в какой-то мере и хранитель истории Белорусского металлургического завода. На БМЗ он отработал 33 года — руководил управлением жилищно-коммунального хозяйства, затем возглавлял цех благоустройства. О каждом из этих периодов есть своя память — вывески, которые говорят сами за себя. А еще мы увидели уникальный телефонный аппарат. Такие были установлены австрийскими специалистами в первые годы работы завода. Трубка оснащена системой шумоподавления, чтобы можно было слышать собеседника на том конце провода при работающем оборудовании. Представляете, аппарат в рабочем состоянии! Сейчас, конечно, таких телефонов на заводе нет, но один из редких экземпляров сохранил для нас и готов передать в заводской музей Виктор Феодосьевич Бех.


Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry