Я родом из Чиркович, или Почему работники банков хотели трудиться в «Березине»

Я родилась в Чирковичах. Ехать недалеко — всего 45 км от Жлобина по Светлогорской трассе. Сейчас это агрогородок со своей школой искусств, 3D-кинотеатром, средней общеобразовательной школой, тремя магазинами, кафе, библиотекой, музеем — словом, административный центр сельского совета.

Памятный знак в мемориальном комплексе «Ола»

Особые испытания выпали на долю моих земляков в годы Великой Отечественной войны: часть жителей была сожжена в печально известной Оле, часть прошла через концлагерь в Озаричах, часть не вернулась с каторжных работ в Германии. От немецко-фашистских оккупантов Чирковичи были освобождены в феврале 1944 года.

Если въезжать в Чирковичи со стороны Жлобина или ехать по трассе из Минска, можно увидеть братские могилы. На плитах — более трех тысяч фамилий. Столько воинов полегло, защищая это место. Поисковые отряды до сих пор находят останки погибших солдат. Добавляются новые плиты. Над ними возвышается фигура коленопреклоненного воина. Этот памятник я помню с детства. Еще бы! Каждый год на День Победы мы, школьники, несли вахту памяти, ухаживали за захоронением. И сейчас здесь всегда можно увидеть цветы.

А недалеко на въезде в агрогородок имеется огороженная невысоким забором территория. Здесь тоже было захоронение, только немецких солдат. Их останки давно перевезли в Германию, а место так и осталось пустым. И хоть Чирковичи растут и развиваются (в мое детство здесь было 8 улиц, а сейчас 23), здесь никогда больше не появится ни дом, ни сад.

Музей в деревне Чирковичи

Во времена Речи Посполитой
Первое упоминание о Чирковичах датируется 1560 годом. С древних веков эти земли относились к Туровскому княжеству, с XIII века входили в состав ВКЛ, а с 1569 года — вошли в состав Речи Посполитой.


Наши предки всегда селились на берегах рек. На высоком берегу Березины давным-давно тоже было поселение. По реке часто приплывали разбойники. Даже шведы заходили. Поэтому люди выбрали место безопаснее. Они отошли на юг и поселились поближе к маленькой речушке. Тогда эти земли принадлежали некоему Чирко из Парич. Поэтому поселение стало называться Чирковичами. По другой версии поселение назвали так из-за маленькой речушки, вьющейся вдоль деревни. В зарослях по ее берегам водилось очень много маленьких уточек — чирок. Речушку назвали Чирка, а деревне дали имя Чирковичи.


После второго раздела Речи Посполитой эти земли отошли к Российской империи. А 5 июня 1797 года во время своей коронации Павел I подарил их в составе Паричского скарбового двора своему знатному вельможе — адмиралу российского флота, андреевскому кавалеру Петру Ивановичу Пущину (деду декабристов Ивана и Михаила Пущиных. — Прим. авт.).


Традиции и вера
В Чирковичах в те времена праздновали три престольных праздника: Юрье — 6 мая, Святых Петра и Павла —12 июля, Параскевы Пятницы — 10 ноября. Это были особенные дни. Сначала люди шли в церковь, после службы принимали гостей. Собирались все родные. Важно было встретиться, обменяться новостями, рассказать о своих делах.

Был еще праздник переноса иконы. Поскольку деревня очень большая, то условно она делилась на три части. В каждой почитали свою икону: Святого Георгия, Святых Петра и Павла, Святой Параскевы Пятницы. Целый год икона стояла у одних хозяев, а в церковный праздник она переносилась к соседям, и так по кругу из года в год. Хозяева, естественно готовились: прибирались в доме, готовили угощение. Если были нерадивыми, икону к ним не заносили. И это считалось большим позором.

Старая школа в Чирковичах была построена на фундаменте церкви

Образование — всегда в почете
В 1763 году, после отмены крепостного права, во всех больших селениях Российской империи стали открываться народные училища. В Чирковичах тоже было открыто такое учебное заведение. Обучались там только мальчики — 30 человек. Образование было двухклассное. Изучалось четыре предмета: русский язык (чтение и письмо по общественным церковным книгам), арифметика, закон Божий, церковное пение. Учителем был Викентий Падуто, выпускник Несвижской семинарии. На содержание народного училища чирковчане собирали 85 рублей, государство выделяло 125 рублей.

Памятный знак в агрогородке Чирковичи

После Октябрьской революции в образовании произошли серьезные перемены. С 1924 года в Чирковичах стала работать школа, куда приезжали дети из четырех сельских советов. А в 30-х годах пошли репрессии. Был репрессирован директор школы и некоторые учителя. Сейчас в агрогородке есть памятный знак, на котором выгравированы все 16 фамилий репрессированных чирковчан.


Человек в костюме
В 1928 году самые бедные крестьяне Чиркович организовали колхоз «Чырвоны сцяг». Когда они пошли делить самое большое поле в урочище Зарожье, остальные чирковчане во главе с батюшкой подняли бунт. Приехал наряд милиции, прокурор, бунт был подавлен. Колхоз «Чырвоны сцяг» был организован в соседней в деревне. А в Чирковичах создали другой колхоз — «Новый мир».

В 60-е годы прошлого века колхозы начали укрупнять. Так, 1 января 1963 появился совхоз «Березина» с центром в деревне Чирковичи. В 1970 году хозяйство возглавил уроженец Жлобинского района Овсяников Сергей Аврамович. Он подобрал высококлассных специалистов. Здесь стали получать хорошие урожаи, высокие надои. Были ордена, были знамена, была хорошая зарплата. Это был совхоз-миллионер с высоким уровнем рентабельности производства и развитой социальной и культурно-бытовой сферой, высоким уровнем оплаты труда и передовыми технологиями производства. Я сама помню, как поля обрабатывались с помощью сельскохозяйственной авиации.

Работать здесь было престижно. Люди уходили из банков, чтобы устроиться простым бухгалтером в «Березину». Родители мои тоже всю жизнь проработали в этом хозяйстве. Мама — помощником начальника молочно-товарной фермы, отец — водителем. Я любила с ним ездить.

Вспоминается такой случай. Во время уборочной кампании мы были в поле, ждали, пока комбайн намолотит полный бункер. Как раз привезли обед. Неожиданно посреди поля приземлился вертолет. Отец приказал мне оставаться в кабине, а сам пошел к вертолету. Подошли и комбайнеры. Из вертолета вышел человек в костюме, поздоровался с каждым за руку. Начали разговаривать. Как потом я узнала от отца, этим человеком был Петр Миронович Машеров.

В районе Чиркович погибло более трех тысяч солдат Красной Армии

Жестокая правда о войне
Как и везде 22 июня, когда объявили войну, чирковчане были призваны в ряды Красной Армии. В то время районный центр находился в Паричах, их немцы бомбили уже с 22 на 23 июня.

И почти сразу же началась оккупация. Немцы объявили, что будут продолжать обучение в местной школе, только никто из детей на занятия не пришел. Тогда в здании был организован госпиталь для офицеров и солдат Вермахта. Во время наступления наших войск эта школа была разрушена, потом уже будет построена новая школа. В Чирковичах создали полицейский участок. Вокруг них леса не было. Поэтому не было рядом и партизан.

22 ноября 1943 года части 65-й армии под командованием генерала Павла Батова вступили на территорию Паричского района. Тогда были впервые освобождены и Чирковичи. Красноармейцы расселились по домам чирковчан. Ходили в разведку, чтобы узнать расположение врага. Жлобинский район был еще занят немцами. Наши войска очень быстро освобождали территорию. Без тыловой поддержки, без единого танка войска дошли до Парич. Окрыленный такой легкой победой генерал создает 95-й стрелковый корпус из двух дивизий и начинает наступление на Калинковичи-Мозырь. А в это время со стороны Бобруйска фашисты готовят сильнейший контрудар, но разведка этот момент упускает…

Братские могилы в агрогородке Чирковичи

Пять немецких дивизий — три пехотные и две танковые — начинают наступление. Наши приняли срочные контрмеры, развернули 95-й стрелковый корпус обратно, бросили из резерва 73-ю стрелковую дивизию и перебросили 1-й Донской танковый корпус. Но войска не успевали, и 20 декабря немцы нанесли сильнейший контрудар по нашим частям. Чирковичи оказались в эпицентре той мясорубки.


— У бабушки на постое был офицер. Он забегает, собирает вещи. Бабушка спрашивает: «Вы уходите?» «Да, мать, мы отступаем! Уходите, потому что немцы будут зверствовать». Бабушка запрягает вола, собирает семью. Решила двигаться вместе с военными. Только стали переезжать большак, дорогу на Паричи, и тут крики: «Танки!» «Немцы!» Наши танки прямо с марша вступают в бой. Их подбивают фашистские. Из горящих машин выскакивают бойцы, их тут же расстреливают немцы» — такая картина развернулась на глазах этой бабушки, моей тети Нины, — рассказывает директор Чирковичского музея Наталья Гавриленко.


Это лишь один эпизод жестоких боев возле Чиркович, который сохранился в воспоминаниях. А сколько их было! Немцы и, правда, зверствовали. Много бойцов полегло во время той контроперации. Сами Чирковичи окончательно были освобождены 26 февраля 1944 года.

Автор выражает благодарность директору Чирковичского музея Наталье Гавриленко за помощь в подготовке материала.

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry