«ДОВОДИМ СТАЛЬ ДО САМЫХ ТОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ»
В настоящее время в связи с модернизацией ПГУ-3 третья дуговая сталеплавильная печь остановлена. Сейчас там завершается капитальный ремонт. Однако это не означает, что весь второй электросталеплавильный цех стоит. Участок внепечной обработки стали и разливка работают в обычном режиме. В феврале коллективу ЭСПЦ-2 необходимо произвести 55 тысяч тонн годной стали.
«В январе мы произвели 61 тысячу тонн стали, выполнив плановое задание на 103,5%, — говорит начальник ЭСПЦ-2 Александр Бугримов. — Работаем согласно годовой программе. На нас в этот период развернула работу ДСП-2. Металл подается на участок внепечной обработки стали и разливается на МНЛЗ-3».
Мы побывали на участке внепечной обработки стали ЭСПЦ-2 в один из дней февраля. Вакууматор и печь-ковш работали в штатном режиме. В смене была бригада № 1. На разливке на тот момент производилась товарная продукция — заготовки для производства черновых осей. Их выпускает Могилевский металлургический завод из нашей стали. В вакууматоре на доводке была легированная сталь 42 CrMо S4. Сталевар Сергей Демин контролировал процесс.
— Основной показатель — разряжение, которое создается в вакуумной камере для удаления водорода, — говорит сталевар. — Чем меньше водорода, тем лучше. А чтобы металл поднялся в вакуумную камеру, добавляем аргон. Это транспортирующий газ. Он разбавляет металл, и его плотность становится меньше. Продувка аргоном осуществляется по двум линиям.
Сергей Демин знает о процессе вакуумирования стали почти всё. На заводе он работает 24 года. Начинал, как и все сталевары, — подручным, работал мастером и даже старшим мастером. Сейчас — четыре года, как сталевар.
Процесс вакуумирования длится в среднем 20 минут. О том, что он завершен, сталевар узнаёт по монитору. Завершать процесс необходимо в ручном режиме. «Сейчас буду поднимать камеру, и плавка пойдет на финишную доводку снова на печь-ковш», — поясняет сталевар и выходит на площадку.
В это время за монитором печи-ковша находится сталевар Илья Кумаков. С металлом парень умеет обращаться.
—Я металлург в четвертом поколении. Мой прадед, мои дедушка и бабушка работали металлургами на Урале. Мои родители приехали в Жлобин запускать БМЗ в 1984 году. — Я уже четвертое колено. Мой младший брат тоже работает в этом цехе, — уточняет Илья. — Мне нравится моя работа. Она неповторимая, в меру опасная, высокооплачиваемая, престижная — плюсов много в профессии.
Наряду со сталеварами работают и подручные. У них свои обязанности: взять пробу, измерить температуру металла, подключить аргон…
В бригаде № 1 много молодых ребят. Среди них подручный сталевара Андрей Корбачев. Он совсем недавно в цехе — всего два месяца, как устроился. «Пришел из армии, друг позвал на завод. Он тоже работает в этом цехе», — говорит Андрей.
Если процесс выплавки стали длится в среднем 45 минут, то процесс внепечной обработки занимает от одного до полутора часов. Все зависит от сортамента.
— Когда плавка сливается с ДСП, она поступает на один из печь-ковшей. Согласно технологической карте сталевар добавляет определенные ферросплавы, легирующие материалы, шлакообразующие, раскисляющие добавки и доводит металл до требуемого химсостава, — говорит мастер Тимур Джураев. — Далее этот металл поступает на установку дегазации. Там он подвергается вакуумной обработке: из него удаляются различные примеси: водород, азот и т.д. Время обработки 20-25 минут. После вакуумной обработки сталь снова поступает обратно на печь-ковш. Здесь мы доводим ее до самых точных значений. И только потом передаем на разливку.
Все ребята в этой бригаде разные. Но их объединяет одно — целеустремленность и трудолюбие. Они работают на общий результат.
Марина БОЖИНСКАЯ