Виктор Сотников:«Мне дали прозвище «Колдун»
Разговор с Виктором Сергеевичем Сотниковым состоялся в одном из самых оживленных мест города. Напротив — «АЛМИ», через дорогу от него — магазин «Три цены». Когда-то здесь было поле. А вдоль бульвара Металлургов стояли бочки с водой: горожане поливали свои огороды. Таким Жлобин увидел мой собеседник — первый главный врач медико-санитарной части БМЗ.
В прошлом военный врач Виктор Сергеевич приехал сюда в 1989 году. О небольшом белорусском городе ему рассказал брат жены, который работал на Белорусском металлургическом заводе.
— Первым в разведку, так сказать, поехал я. Супруга только наказала, что ей неважно, какая будет квартира. Главное, чтобы в ней была просторная кухня, — вспоминает собеседник.
Виктору Сергеевичу показали на выбор две: двух- и трехкомнатную. Обе хороши! Только вот кухня больше оказалась в двушке. «Беру двухкомнатную», — удивил своим решением будущий заводчанин сначала прораба, показывающего жилье, а потом и работников военкомата.
Виктор Сергеевич рассчитался из своей части и 29 сентября 1989 года приехал в Жлобин.
— На тот момент не было еще половины шестнадцатого микрорайона. Больница из окна моего дома была как на ладони, — говорит Виктор Сергеевич.
Брат со своей бригадой помог семье обустроиться на новом месте. Пришла пора задуматься о работе. С трудовой книжкой и дипломом собеседник пошел в районную больницу. А ему в ответ: «Извините, у нас реорганизация планируется. Мы Вам пока ничего предложить не можем. Подождите». Прошел месяц. Снова ЦРБ, и снова то же: «Ждите!»
Тогда Виктор Сергеевич отправился в отдел кадров БМЗ. Принес документы и сказал, что согласен на любую работу. Его пригласили на собеседование к директору. Юрий Васильевич Феоктистов задал несколько вопросов, а затем сказал: «Мы будем подавать документы в Министерство на открытие медико-санитарной части. Пока она не открыта, предлагаем вам временную работу начальником цеха». «Но я медик, врач!» — возразил Виктор Сергеевич. «Вы занимали руководящую должность, поэтому справитесь и тут, а как только откроется медсанчасть, возглавите ее», — ответили моему собеседнику.
— На следующий день в 8 утра я пришел на завод. Феоктистов, Иванов и Кавалеров проводили меня к коллективу. Захожу, а там — еще два кандидата на должность. Рассказали инженеры свою биографию. Затем я рассказал, где служил. Стали голосовать. 90 процентов за меня проголосовали, — вспоминает Виктор Сергеевич. Так он стал начальником цеха благоустройства.
— Тогда цех помимо благоустройства занимался освещением, заводскими дорогами, общепитом, транспортом, работой всех АБК. Посмотрел я на это дело. Почему торговля входит в цех, там ведь есть свой заведующий? Почему бы и АБК не передать в распоряжения цехов? — перечисляет Виктор Сергеевич часть своих идей. Предложения руководство поддержало, и в ведении нашего героя остался участок благоустройства.
Многие деревья возле так называемого «старого» заводоуправления, сталепроволочного цеха № 1, копрового, электросталеплавильного цехов посажены им.
— Помню, говорят мне выкопать ямки для деревьев. Бери 300 человек, и работайте. А я в ответ: «Не нужно мне триста. Мне трех хватит». Заприметил я бур, выпросил его. Взял в помощники инженера, который знал схему прокладки электросетей, и с помощью бура за три дня подготовил лунки, — говорит Виктор Сергеевич.
Энергичного руководителя заприметили и выбрали народным депутатом. Решать вопросы стало проще. А вскоре пришло разрешение на открытие медико-санитарной части. И почти одновременно с этим известием к директору завода пришли посланцы. «Оставьте Виктора Сергеевича на нынешней должности», — с такой просьбой обратились люди. Директор попросил моего героя найти себе замену. Через месяц подобрали кандидата, а Виктор Сергеевич возглавил МСЧ. Было это 2 мая 1990 года.
— Медсанчасть тогда была в штате больницы. В ее составе были фельдшера, работающие на машинах скорой помощи, стоматологический кабинет, два терапевта и физиотерапевтическое отделение. Не густо. Надо набирать людей. Пошел я к заведующему районной больницы. Он предложил сходить в отделение и позвать людей на работу, пообещав при этом отпустить всех согласившихся. А сам приказал никому не соглашаться, — вспоминает Виктор Сергеевич. — Я к одному, второму, третьему — отказ. В итоге согласился только терапевт, а гинеколог временно приходил. Но этого мало! Как вести приемы? Я предложил пригласить специалистов из Минска. Идею поддержали. Раз в неделю к нам приезжали кардиохирург, гинеколог, эндокринолог и окулист. А когда врачам в медсанчасти пообещали надбавку, желающих поработать здесь стало больше. А тут как раз и пора выпусков в мединститутах настала. В медсанчасть пришли лор, невропатолог, уролог, хирург, гинеколог и терапевты.
Непросто было и с оборудованием для медсанчасти. Минск переадресовал заводчан в Москву.
— Через Москву мы закупили аппарат УЗИ, рентген-аппарат и аппарат для разбивания камней в почках, а также часть лабораторного оборудования. А поскольку места в медсанчасти не было, часть этого оборудования передали в ЦРБ. Была возможность организовать кабинет лазерной коррекции зрения, но не получилось, — продолжает воспоминания мой собеседник.
В 1993 году МСЧ вошла в штат завода. Виктор Сергеевич мечтал построить здание заводской поликлиники в городе. Но не сложилось. Прием вели сначала в здании заводоуправления и в здравпункте СтПЦ-1, затем на кемпинге. А в 2007 году врачи и медсестры переехали в новое здание, куда за врачебной помощью заводчане обращаются и сейчас.
С именем Виктора Сергеевича на заводе связано и развитие нового медицинского направления — лазеротерапии. Покупая оборудование, главврач прошел подготовку по лазеротерапии, точечному массажу и биоэнергетике. Вернулся, поделился знаниями с коллегами, но к нововведениям отнеслись настороженно.
— Приду на прием, а аппарат под кушеткой стоит. Мало того, что не пользовались, так начали портить оборудование. Я тогда собрал все аппараты вместе и решил организовать кабинет рефлексолазеротерапии. В кабинет было куплено 11 лазерных аппаратов различного типа, аппараты магнитотерапии, КВЧ, — рассказывает Виктор Сергеевич.
Лазеролечение заинтересовало моего собеседника, и он попросил выделить ему четверть ставки для врачебной работы в профильном кабинете. Но Виктору Сергеевичу отказали. «Или руководите медсанчастью, или лечите людей», — предложило руководство. «Тогда ищите нового главврача. А я перехожу в кабинет рефлексолазеротерапии», — ответил Виктор Сергеевич.
К слову, именно из-за работы в кабинете заводского врача и прозвали Колдуном. Очень уж эффективно он применял точечный массаж, лазеро- и магнитотерапию. Есть в этой области у Виктора Сергеевича и еще одна маленькая научная победа.
— Я смог убедить профессора Улащенко, что лазеротерапия в сочетании с традиционным лечением приносит прекрасные результаты. Во время курсов повышения квалификации профессор предложил мне прочитать коллегам лекцию о том, как правильно проводить рефлексолазеротерапию, — рассказывает Виктор Сергеевич.
О переезде в Жлобин мой собеседник нисколько не жалеет: «Я не люблю больших городов. Мне по душе небольшие города с речкой. Жлобин меня полностью устроил. А люди до сих пор, встречая меня, благодарят за работу».
— Желаю своим коллегам медикам, чтобы они ни в коем случае не смотрели на пациента как на больного, а воспринимали его как близкого человека, которого нужно спасти от его недугов и всячески помочь ему. Если не хватает знаний, посоветоваться с коллегами, а лучше съездить на курсы. Развивайтесь, тогда и результат будет очень хорошим, — считает Виктор Сергеевич.
Диктофон выключен. В неформальной обстановке мы пообщались еще около получаса. Удивительный человек. И сейчас видны его четкость, лаконичность, дисциплинированность, пунктуальность. Черты, присущие как военному врачу, так и руководителю. Строгому, требовательному, но вместе с тем отзывчивому и сопереживающему. Первому главврачу медико-санитарной части БМЗ. Первому навсегда.