Страшные страницы истории. «Озаричи — боль моя»

Инсталляция Геннадия ПАРХОМЕНКО


Поднялся невообразимый шум — женский и детский плач, голосили женщины, тяжело вздыхали мужчины. Сквозь шум слышались немецкие команды: «Быстрее! Быстрее!». Людей выстроили в колонну, насколько это позволяла ширина дороги. И погнали по дороге в сторону леса.
— Чувствовалось, что по этой дороге, как ее потом называли — «дорогой смерти», прошла не одна тысяча людских ног, — продолжил Геннадий Пархоменко.

«Мама, скажи немцу, чтоб меня пристрелили, — попросил я, еле волоча промокшие, замершие ноги, валясь от усталости, голода и холода, предпочтя смерть дальнейшим мучениям. Но мать есть мать: «Потерпи сынок, уже скоро!» — из воспоминаний Геннадия Пархоменко.


— Ехали, как мне показалось, вечность, эшелон несколько раз останавливался в пути. Двери за это время никто не открывал. И вот поезд остановился основательно. Нам приказали разгружаться. И перед глазами предстала жуткая картина. Эшелон стоял на высокой насыпи, оцепленный со всех сторон вооруженными немецкими солдатами. Внизу, под откосом, лежали узлы, чемоданы, сумки, различные пожитки тех, кто разгружался здесь раньше нас. Все решили, что здесь нас будут расстреливать.

Вскоре они оказались в обнесенном колючей проволокой лагере под открытым небом. Это был предварительный концлагерь по пути в основной.


В Жлобинском историко-краеведческом музее находится несколько инсталляций Геннадия Герасимовича Пархоменко. Их общее название: «Озаричи — боль моя». Через многие годы Геннадий Герасимович вернулся на место бывшего концлагеря, собрал предметы, из которых создал инсталляции. Дополнил композицию он своими стихами.


Жить смерти вопреки
О том, что в концлагерях погибали тысячи узников, знают все. Но вот о том, что там люди появлялись на свет, знают далеко не многие. Наш земляк, Валентин Николаевич Татаринов (бывший малолетний узник фашистских концлагерей) родился именно там, за колючей проволокой Озаричского концлагеря смерти.


Его мать, угнанная в «Озаричи», скончалась при родах, а новорожденного завернули в фуфайку и положили под сосну умирать. Чтобы завтра отправить его в штабель трупов, рядом с погибшей матерью. Вскармливать младенца было некому и нечем, да и всех узников ждала голодная мучительная смерть.


За весь вечер и долгую холодную ночь новорожденный узник не подавал никаких признаков жизни, не шевелился, не плакал. Утром после довольно морозной и снежной ночи нужно было произвести захоронение ребенка. И, когда взяли в руки этот сверток с малышом, нечаянно одна пола фуфайки откинулась и зашевелился живой младенец. Все сбежались посмотреть на это чудо.
Кто-то принес в фляге воду, кто-то кусочек сухаря, и даже невесть где достали «дробок» сахара. Все это замочили, сделали из ткани что-то похожее на соску, и изголодавшееся за ночь дитя с большим усердием и настойчивостью начало сосать эту суслу.

Люди несли, кто что мог. Появились простыня, одеяло, что-то наподобие пеленок. А через три дня после его рождения пришло Освобождение.
В официальном свидетельстве о рождении ребенка записано: «Место рождения — концлагерь «Озаричи» Домановичского района Полесской области. Дата рождения — 16 марта 1944 года».


Трагедия Красного Берега

В апреле 1944 г. на территории бензосклада № 596, в Красном Береге, немцы создали концлагерь. В него согнали до 8000 человек трудоспособного населения из Жлобинского, Рогачевского, Стрешинского, Бобруйского, Паричского и других районов. Лагерь обнесли колючей проволкой. Людей держали под открытым небом, под дождем, на ветру, не давая им воды и пищи.


Из числа заключенных отобрали около 1000 человек молодежи, погрузили в эшолоны и увезли на каторгу в Германию. Остальные были освобождены Красной Армией 26 июня 1944 года.
В июне немцы создали сборный пункт для детей в возрасте от 8 до 14 лет. Ребят насильно отнимали у матерей из близлежащих районов и сгоняли в Красный Берег. Там дети проходили медицинский осмотр, после чего их отправляли в Германию. Ребят использовали как доноров крови для лечения раненых немецких солдат и офицеров. Всего для этой цели немцы увезли 1990 детей.


28 июня 2007 г. в агрогородке Красный Берег был торжественно открыт мемориальный комплекс «Детям — жертвам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.».


Благодарим за помощь в подготовке материалов старшего научного сотрудника Жлобинского историко-краеведческого музея Екатерину ТИСЕЦКУЮ

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry