«Добавили себе год, чтобы сражаться с ненавистным врагом…»

Известие о войне пришло в деревню Верхняя Олба неожиданно, словно гром среди ясного неба. В тот год стояло жаркое лето, буйно зеленели сады, только-только начинала наливаться спелым колосом рожь. Места в Олбе живописные, кругом лес, рядом Днепр. Никто не думал о войне
Подростки, среди которых был и пятнадцатилетний Адам Мироевский, сразу воодушевились: бить фрицев надо однозначно! Вот только в армию им было рановато. А воевать по-настоящему, как показывали в кино, очень хотелось. Все взрослое население демобилизовали в первые дни войны.
Ушел на фронт и отец Адама. Дома осталась мать с четырьмя детьми. Да и во всей деревне остались одни женщины, старики и дети. Через какое-то время в небе над Верхней Олбой уже грохотали немецкие самолеты со зловещими крестами на крыльях. А вскоре пришли и немцы.
Навсегда останется в памяти тот первый приход врага в деревню. Людей, которые были в деревне, собрали на небольшом пятачке и объявили через переводчика о новом порядке. А порядок был такой: за связь с партизанами — расстрел, за неповиновение новой власти — тоже расстрел. Фашистского гарнизона в Верхней Олбе не было. Однако время от времени фашисты наведывались в деревню.
Тогда жители уходили в лес, пережидали опасность. От фашистов можно было ожидать чего угодно. Адам Мироевский держал связь с партизанами. Им он передавал ценные сведения о немцах. Когда фашисты уходили, мирные жители возвращались из лесу, и так продолжалось до 1943 года, пока эти места не освободила Красная Армия.

Как только родная деревня была освобождена, Адам Мироевский с группой подростков пришли на призывной пункт. Ничего, что им было только по 17 лет. Добавили себе год, чтобы сражаться с ненавистным врагом. Правда, освобождать территорию родной Беларуси от фашистов Адаму Исаковичу не довелось. Сначала направили на военную подготовку в Россию, а затем на третий Украинский фронт, освобождать Венгрию. Там Адам Исакович получил первое боевое крещение. Был контужен.
Всю жизнь ветеран помнил вот такой эпизод. В рукопашном бою вблизи озера Балатон бригада, в которой служил Адам Мироевский, полностью уничтожила фашистский гарнизон, порядка 800 человек, напав на врага неожиданно ночью…

Война подходила к своему логическому завершению. Территорию захваченной когда-то Венгрии фашисты покидали бесславно. «Мы их гнали, как собак, не давали дух перевести», — говорил ветеран. 346-й Гвардейский стрелковый полк, в составе которого воевал Адам Мироевский, освобождал также Австрию и Чехословакию. В Чехословакии Адам Исакович встретил известие о полном разгроме фашистской Германии. Часть сослуживцев Адама Мироевского была отправлена на Дальний Восток. Там продолжалась война с Японией. Адам Исакович был оставлен служить в Венгрии, где и воевал.
Домой демобилизовался только через пять лет после Победы. Возвратился на родную Жлобинщину. Вернулся живым с войны и отец.
Очень много сирот осталось после той войны. В Верхней Олбе был открыт сиротский детский дом. Там Адам Исакович работал плотником. Хорошим плотником был, на все руки мастер. А по ночам иногда заменял воспитателей в детском доме. Людей не хватало. Через какое-то время переехал в деревню Шихов, работал в лесном хозяйстве, в колхозе, в пожарной охране.





