Прадедушка просто плакал
Генерал-лейтенант Леонид Петровский не сел в самолет, присланный за ним в практически оккупированный Жлобин. Вместо советского военачальника улетел тяжело раненный солдат. Сам Петровский погиб в следующем бою, защищая город.
Это один из многих интересных фактов об освобождении Жлобина, который юные посетители профсоюзной библиотеки узнали на уроке памяти «Не обошла и нас война». Ребят особенно заинтересовало то, что Жлобин от фашистов освобождали… трижды!
Первый раз это было 6 июля 1941 года. К сожалению, силы были не равны, и город вновь захватили немцы. Но ненадолго. 13 июля воины 154-й стрелковой дивизии нанесли противнику мощнейший удар и выбили его из города. Советским Жлобин оставался до середины августа. Второе освобождение позволило вывезти в тыл значительное количество людей, оборудования, боеприпасов. Только через станцию Ящицы и Калинковичский железнодорожный узел с армейских складов района на фронт отправились свыше пяти тысяч вагонов с боеприпасами.
Окончательно Жлобин освободили 26 июня 1944 года. В этой операции погибло более 500 солдат и партизан, которые похоронены на Братском кладбище.
Дорогую цену заплатили жлобинчане за Победу в Великой Отечественной войне. Фашисты расстреляли и замучили 5 тысяч уроженцев Жлобинщины. На фронтах погибло свыше 7 тысяч человек. Более 2 тысяч не вернулось с каторжных работ в Германии. Вдумайтесь, 14 тысяч жлобинчан! Это почти четверть жителей современного города!
— О войне важно и нужно рассказывать детям. Чтобы эти ужасы не повторились, о них нужно знать и помнить, — говорит Татьяна Шишакова.
Библиотекарь рассказала ребятам о жизни в оккупированном Жлобине, о сожженных деревнях района. Особенно привлекли ребят фотографии и газетные статьи с выставки «Не обошла и нас война», а также книги писателей-земляков о Великой Отечественной войны.
Немало о событиях тех страшных дней рассказали и сами ребята.
— Мой прадедушка Мезенков Иван Степанович родом из Жлобинского района. В годы войны он оказался в Карелии. Приходилось рыть окопы на каменистых сопках. О том, что было в августе 1943 года, он не любил рассказывать, а когда слушал песню «День Победы», то и вовсе плакал, — делится своей семейной историей София Савчиц.