СЕРГЕЙ АНЕЛЬКИН: “МЫ ВСЕ НИВСКИЕ!”

Есть люди, которых манят другие города, страны. А есть те, кто практически всю жизнь живет в одной деревне, в одном городе, в одном районе. Рядом с ними живут их родственники, родители, возможно, дети или даже внуки. При знакомстве они с гордостью скажут: «Да, мы все стрешинские (коротковичские, папоротнянские)». Именно с таких слов и началась эта история проекта «Земляки».

1992 год. Сергей Иванович с семьей у дома, где прошло его детство.


— Мы все нивские. В Нивах жил мой прадед, отсюда родом и родители моей мамы — Надежда Фоминична и Николай Маркович Татариновы. Бабушке в этом году исполнится 96 лет, а вот дедушки, увы, уже нет с нами, — рассказывает оператор машины непрерывного литья заготовок 6-го разряда ЭСПЦ-2 Сергей Иванович Анелькин. — Дедушка всю жизнь проработал на железной дороге обходчиком, бабушка трудилась в совхозе дояркой. И не просто работала: Надежда Фоминична имеет два ордена за трудовые заслуги. Ее и сейчас в совхозе вспоминают добрым словом.

Деревня Нивы получила свое название от слова «ніва». Люди, заселяя эту территорию, вероятнее всего, расчищали участки леса и создали нивы — небольшие поля в лесу. По преданию, их вокруг деревни раньше было очень много.
Деревня находится в 14 км на юг от Жлобина, в 1 км от железнодорожной остановки Нивы (направление Жлобин — Калинковичи). По письменным источникам она известна с XIX века как деревня в Рогачевском уезде Могилевской губернии. Согласно ревизии 1858 года деревня была частью владений князя Л.М. Голицына. С 1880 года здесь действовал хлебозапасный магазин. Согласно переписи 1897 года в Нивах помимо этого магазина находились также школа грамоты, круподробилка, ветряная мельница.

Деда не пускали в свой дом
— Послевоенное время для моих родных, как и для всей страны, было тяжелым. Семья долгое время жила в землянке. Лишь в 1957 году они перебрались в собственный дом. В те времена жилье строили всей деревней: на помощь приходили родные, друзья и знакомые. Такой толокой возводился и дом для моих родных. Но многое дед делал и сам: тесал и носил бревна для сруба, изготавливал нехитрую мебель и хозяйственную утварь.
Дедушка многое рассказывал нам о своей жизни, но мы не особо вслушивались в эти рассказы. А ведь судьба у него была непростая: мама умерла, а отца как зажиточного крестьянина раскулачили. В их доме сделали школу, но деда туда, несмотря на его желание учиться, не пускали, — вспоминает Сергей Иванович.
И все были здоровы
— После развода мама вышла повторно замуж. А дедушка забрал нас с братом к себе, в деревне мы и выросли. К труду были приучены с детства. Да на селе иначе и нельзя было. В каждом дворе тогда держали какую-то живность. У деда была своя пасека, две-три коровы. В сарае росли кабаны, и не один-два, а четыре или пять. А пасти индюков было нашей первой обязанностью. Потом по мере взросления и сено заготавливали, и картошку сажали, и пайки свеклы пололи, — говорит мой собеседник. — Зато насколько здорово было окунуться после выполненной работы в теплую речную воду. На Добосне мы проводили все свое свободное время. При этом, знаете, не припомню, чтобы мы брали куда-нибудь с собой воду, разве что, когда шли в лес. А так, если купаешься или играешь возле реки, то из нее прямо и пьешь. Да что там из реки, могли из любой канавки попить. Отведи рукой ряску — и пей. И никогда никто из нас не болел.

Во время службы на Северном флоте. 1988 год.

Играть, так играть
— Я больше зиму любил: игры в хоккей, походы на лыжах. Хотя и летом забав детворе хватало. Соберется ватага ребят, и давай то в «Соловья» играть, то в «Клека». Но больше всего мы любили футбол. Вечером гоняли мяч всей деревней. Слева от железнодорожной остановки находится поле. Именно на нем мы и устраивали в детстве спортивные соревнования. После возвращения со службы я с удовольствием заметил, что ребята по-прежнему играли в футбол на этом поле.
Двери не закрывались
— Самыми знаковыми из праздников у нас были Пасха и Никола. С утра на Пасху бабушка накрывала стол. Сначала разговлялись в кругу своих родных, а потом мы брали яйца и убегали играть с ровесниками «в битки». Взрослые не сидели дома, а отправлялись в гости друг к другу. На улице тем временем ставились столы для игры в карты и домино, — продолжает свой рассказ Сергей Иванович.
— Так же тепло проходил у нас Микола. При этом осенью мы ездили в гости к родственникам в другие деревни, а весной все приезжали к нам. Двери в этот день не закрывались, бабушка только успевала подставлять еду на стол. К дедушке Николаю как имениннику приходило много гостей: друзья, родственники, коллеги. Нам, детям, было интересно слушать рассказы взрослых, которые нередко давали нам рубль, а то и два, на гостинцы.

В настоящее время на Белорусском металлургическом заводе трудится 97 уроженцев деревни Нивы. Это слесарь-ремонтник 6-го разряда ЭСПЦ-1 Сергей Иванович ТАТАРИНОВ, разливщик стали 6-го разряда ЭСПЦ-1 Сергей Николаевич ЖУКОВЕЦ, вальцовщик стана 320 горячей прокатки СПЦ-1 Алексей Алексеевич МИНЕНКОВ, штабелировщик металла 3-го разряда СПЦ-1 Евгений Александрович МИРОЕВСКИЙ, контролер лома и отходов металла 4-го разряда КЦ Валерий Степанович ГЕРАСИМЕНКО, мастер по ремонту оборудования (энергетического) ЭнРЦ Григорий Васильевич АСМОЛОВСКИЙ и многие другие.

Годы молодые озорные
— Молодежи в деревне было очень много. Помню, что у нас был даже свой вокально-инструментальный ансамбль «Нива», а его участники ездили с концертами в соседние деревни. Самым любимым праздником среди парней и девушек было Купалье. Его в Нивах проводят до сих пор. На площади возле клуба, где разжигают купальский костер и организовывают танцы, собирается вся деревня. Два года назад я снова попал на Купалу и даже, вспомнив молодость, прыгнул через костер, — делится впечатлениями Сергей Иванович.
По морям и океанам?
— Три года я прослужил на Северном флоте. К морю я привык довольно быстро. А уж сколько традиций было на флоте! Сходу вспомнился такой обычай: в честь первого выхода в море новички должны были выпить из специальной емкости воду из-за борта. На такой ритуал посвящения собиралась вся команда корабля.
— А вот смотрите, — Сергей Иванович показывает одну из принесенных с собой фотографий, — это я во время службы. Это награда за дальний поход, который растянулся на пять месяцев, это значок отличника боевой и политической подготовки. А это знак отличия, выпущенный к юбилею нашей бригады. Она, к слову, была секретной, так как мы занимались радиоперехватом. Понятно, что отпуск у нас был редким: за время службы я отдыхал только один раз. И признаюсь, что в это время очень скучал по морю. Хотел и дальше служить на флоте, но мама и жена меня отговорили. Зато у нас появилась новая семейная традиция — празднование Дня военно-морского флота.

День военно-морского флота празднуют три поколения семьи Анелькиных.

Металлургами не рождаются
— После возвращения со службы нужно было подумать и о том, где работать. Мой знакомый Сергей Садовников однажды привел меня на машину непрерывного литья заготовок. Я посмотрел на эти кнопки и понял, что такую премудрость не освою никогда. А Сергей мне в ответ: «Научишься!» Поддержал его и старший мастер участка Анатолий Михайлович Божинский: «Не бойся, приходи, возьмем тебя!» И ведь правда, научился. 21 июля исполнилось 32 года, как я работаю на БМЗ, — рассказывает заводчанин.
Однажды, 1 сентября…
— Со своей женой я познакомился в Краснобережском техникуме, но наши отношения начались только на втором курсе. Как сейчас помню, что это было 1 сентября. После занятий я опоздал на поезд, вернулся в Красный Берег, а там моя Света гуляла с компанией подружек. Я подошел, взял ее за руку и говорю: «Пошли со мной». А она и согласилась. С тех пор мы вместе. Вырастили сына Вячеслава. Теперь своими проказами нас радует внучка Виктория, — не без гордости говорит Сергей Иванович.

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry