Война глазами ребенка. В эвакуации

Валентина ВАХОМЧИК во время учебы в Бобруйском торгово-кулинарном училище


Мы продолжаем публиковать историю Валентины ВАХОМЧИК, которая пережила войну ребенком. Ее мама умерла, а отца и других родных убили немцы. Валя воспитывалась в детдоме. Свои воспоминания она записала в тетрадь, будучи взрослой. Начало этой истории можно прочитать в материале «Это наша Великая Победа». Сегодня вторая часть.


Через две недели после начала войны наш детдом вывезли. <> Стоим на берегу Березины. Проходят мимо 5-6 пароходов, и ни один не подходит к пристани. Все переполнены. Наконец и мы садимся. Добираемся до Речицы. С нами воспитательница нашей младшей группы — Женя Захаровна. В Речице мы увидели на другом пароходе директора нашего детского дома с семьей (у нее было две девочки моего возраста). Всем стало ясно, что она сбежала…


Помню, переправились на другой берег и долго шли пешком. Все дети растянулись. Идти до железнодорожной станции далеко, а было жарко. Идем. Еле тащим ноги, хочется пить. Из лужи, где плавали головастики, пьем теплую невкусную воду. К ночи добираемся до станции, где поели молока с хлебом, и поехали поездом, я думаю, до Гомеля.


В детдоме дети были разных возрастов и мы, первоклашки. Девочек было больше. Помню десятиклассниц: Настю, Еву, других. Едем в товарняке четырнадцать суток. Временами совсем голодные, иногда что-то едим. Сильно болели животы. Наконец, приехали в Камышин (город на берегу Волги Волгоградской области России. — Прим авт.). Жили в школе. Ночью иногда бомбили. Ходили в столовую, кормили нас три раза. Все равно были голодные.

Как-то раз военные дали хамсы. Съели подчистую. Это, мы считали, повезло. Через две недели переправили нас в Николаевск, что на другом берегу Волги. Там было два детдома постоянных, а с эвакуированными стало десять. Наших десятиклассниц отправили в Сталинград на фабрику, а когда Сталинград непрерывно бомбили, до нас дошли слухи, что некоторые наши девочки погибли.

1941-1942 гг. Я здесь закончила второй класс. Немцы рвались к Волге, и нас летом пешком отправляют в село Политотдельское, что было в 20 км от Николаевска. <> Селят нас в бывшей больнице на окраине села. На возвышенности дом, перед ним небольшой парк. С одной стороны через дорогу поле и лес, с другой — луг, а за ним село. На запад — лес и Волга. Километра два до реки. Когда Весной, когда Волга разливалась, вода доходила до нашего детдома.


<> Перебрались мы на новое место и вскоре начались холода, и наступила зима. Первый год в эвакуации запомнился очень голодным и очень холодным. Зато наступила весна, и кругом открылась такая красота! <> Ходили в колхоз работать все лето, а нам продукты давали. Добывали и подножный корм. На второй год фронт приблизился, нас стали часто бомбить. В лесу у Волги после боев отдыхает армия, и мы рядом. <> Летом нас эвакуировали на Урал, т.к. в Сталинграде в это время шли жестокие бои, а мы на другой стороне Волги. Из Николаевска на пароходе увозят нас, младших на Урал в село Юг. Так проехали мы всю Волгу от Сталинграда до Камы. Сначала в город Молотов, а потом до села Юг. Ехали долго, голодали, спали на палубе. Около Саратова ночью нас чуть не разбомбили. Вылетели наши «ястребки», завязался бой, мы и ускользнули.
(Продолжение следует…)

Благодарим Татьяну Николаевну РОСИНОВУ за предоставленные материалы.

Like
Neutral
Haha
Wow
Sad
Angry